Иконописная мастерская во Владимире

Интернет - магазин

+7 (930) 224-35-41 

Как создается икона

Написание иконы имеет четкую структуру и последовательность, благодаря которой создается, сохраняющее древний канон, произведение искусства.

Процесс создания иконы долгий и трудоемкий. Он начинается еще за пределами иконописной мастерской, когда лесоруб рубит дерево, а столяр выбирает подходящее и начинает изготавливать из него иконную доску.

Выбор дерева для иконной доски - первый и очень важный этап в создании иконы, т.к. от этого зависит долговечность произведения. Древние иконописцы при выборе досок руководствовались двумя критериями: дерево не должно быть смолистым и не должно иметь сучков и пороков. Эти правила актуальны и по сей день.

Для иконной доски используется только сухая древесина, а из пород дерева произрастающих в условиях умеренного климата,  лучшей по своим качествам является липа.  Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом. Кроме того липа легка в обработке имеет мало сучков и мало подвержена короблению.

Выбранное  дерево  распиливают на бревна, затем высушивают. В настоящее время существует множество способов высушивания древесины, начиная от сушки в естественных условиях, которая занимает от 2-х лет и заканчивая сушкой в сушильных камерах. После того как бревно высохло, его распиливают на доски толщиной 50-60 мм.

Небольшие по размеру иконные доски, обычно изготовляются из одного куска древесины, а для больших досок несколько кусков древесины склеивают костным клеем. 

С тыльной или торцевой стороны в доску врезаются шпонки, изготовленные из древесины более твердых пород (например, дуб).

Шпонки служат дополнительной защитой иконной доски от раскалывания и коробления.

На лицевой стороне доски по желанию заказчика может быть сделано углубление, которое называется ковчег. Он имеет как практическое значение – защиту красочного слоя иконы от повреждений, так и богословское. «Ковчег» - это  окно в Горний мир. Слово это напоминает нам Ноев ковчег, спасший людей от гибели. Так же и икона, Образ Божий, Свидетельство Боговоплощения – как корабль несет нас по волнам житейского моря в Царство Небесное.

Следующий этап подготовки иконной доски - пропитка лицевой стороны животным клеем и наклеивание паволоки. Паволока представляет собой ткань из льняного волокна, она служит надежной сцепкой между поверхностью доски и меловым грунтом (левкасом), закрепляя его на поверхности доски, и не давая отслоиться в будущем.  

После тщательной просушки на паволоку наносится 10-15 слоев специального мелового грунта – левкаса, который послужит основой для красочного слоя. Левкас состоит из натуральных компонентов – мела и желатина. На последнем этапе подготовки доски сухую поверхность левкаса выравнивают и тщательно шлифуют. Обратная сторона доски и торцы покрываются морилкой- специальной пропиткой, которая обладает свойствами деревозащиты.

И вот доска готова! Теперь начинается сам процесс написания иконы.

Вначале на поверхность левкаса наносится подготовленный заранее рисунок Образа  (прорись), затем наносится рисунок орнамента, который процарапывается маленьким шильцем - чтобы сохранить контуры под слоем золота.

Следующий этап-  золочение. Процесс этот сложный и требует определенного мастерства. Для золочения икон используется листовое сусальное золото или серебро. Перед нанесением золота доска обрабатывается полиментом. Основной компонент полимента- глина. Золочение на полимент дает блестящую полированную позолоту.  Полимент  размачивают желатиновым клеем, затем разбавляют водой.  Перед золочением полученную массу  наносят кистью на идеально подготовленную для золочения поверхность левкаса, ровными слоями, давая каждому из слоев просохнуть, а затем полируют  тканью.

Далее  на будущую икону начинают наносить золото.  Для этого пользуются специальной кистью в виде широкой длинноволосой лопаточки (лампемзель). Доску смачивают раствором водки с желатином и переносят золото на доску.

Эта операция перенесения золотых листков на полимент требует огромного терпения, навыка и опыта. 

Уложив каждый кусочек листового золота на полимент, его закрепляют на левкасе кусочком ваты.

После того как этап золочения завершен, иконописец приступает к написанию образа. Древняя традиция иконописи предусматривает использование в работе натуральных пигментов. Они получаются путем раздробления природных минералов и перетиранием их на стекле. 

Затем пигменты соединяются с эмульсией из яичного желтка, воды и белого сухого вина и наносятся кистью на прорись, этот процесс называется роскрышь.

 

 

После роскрыши делают опись, затем  пробела, плави и оживки.

По желанию заказчика на иконе может быть сделан ассист – золотые линии на одеждах, зданиях и т.д., 

который имеет богословское значение как отражение Божественного Света и придает иконе нарядность.

В конце икону подписывают, т.е. делают надписание имени изображенного святого.

По древним традициям, на написанную икону наносят льняную олифу, которая после высыхания защищает образ от механических и атмосферных воздействий на века.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Икона готова!